115477, г. Москва,
ул. Деловая, д. 11,
корп. 1, оф. 201
Г.Б. Любомирский, к.м.н., ассистент кафедры терапевтической стоматологии Ижевской ГМА
Э.Г. Любомирская, доцент кафедры дошкольного образования ВГГУ, заслуженный учитель РФ, профессор РАЕ
На сегодняшний день одним из девизов современной стоматологии является безболезненное, интерактивное лечение, но разве это объяснишь маленькому ребенку, пришедшему на прием с родителями, которые сами боятся стоматологического кабинета [4,6,7]. Во главе этой проблемы изначально лежит не верный подход к лечению, который ставит во главу угла вылечить конкретную стоматологическую проблему и не берет во внимание предпочтения пациента, его мотивацию и страхи.
На современном бюджетном стоматологическом приеме в большинстве случаев врач-стоматолог не имеет возможности полноценно на высоком уровне оказать пациенту помощь: во-первых, временной лимит позволяет лишь бегло осмотреть полость рта и провести лечебные процедуры, во-вторых, отсутствие препаратов и инструментов для эффективного и безболезненного проведения лечебных манипуляций, которые не вызывают страха у ребенка, а переводят лечебный процесс в игру. Особенно характерна данная проблема в стоматологии детского возраста [5]. Поэтому сейчас большинство людей боятся стоматолога, так как все страхи идут из детства. Детская боязнь – это тот фактор, который сильно влияет на все наши психологические реакции в течение жизни. Ребенок растет, и его страхи растут вместе с ним. Избавить пациента от последствий негативного опыта посещений стоматолога невозможно – это тот испуг, который человек испытывает всю жизнь. На сегодняшний день стоматофобию малышу передают родители. У передачи страхов два варианта. Первый из них – прямой, когда родители забывают, что в восприятии ребенка частица «НЕ» проваливается и ребенок воспринимает ее слова, как «бойся, тебе больно будет». Ребенок приходит на прием к стоматологу уже негативно настроенный. Такой эффект в психологии называется «проецирование». Второй вариант – опосредованный. Родители приводят своего ребенка, когда уже у него поднимается температура, нарушается аппетит и сон. И в таком случае крайне тяжело найти контакт с ребенком – он утомлен от недостаточного сна, постоянной боли, обессилен, а еще необходимо собраться для лечения, когда все силы ушли на борьбу с недомоганием. Это и является огромным потрясением для детской психики. Избавить ребенка от боязни в силах современному врачу-стоматологу, который, во-первых, психологически грамотно подходит к своему делу, во-вторых, использует современные средства для лечения, не доставляя пациенту визуального страха, т.е. в действительности основное значение имеет собственный психологический комфорт при работе с конкретным врачом.
Развитие современной стоматологии позволяет врачу сделать свой выбор: остановиться на месте или воспользоваться новинками и облегчить свою работу, не нанося травму ребенку [1,2]. Это является актуальной задачей современной стоматологии, ведь эффективное сотрудничество даже с маленьким пациентом – основной залог успешного лечения [3].
Поэтому целью нашего исследования было изучение применения диодного лазера Picasso (AMD Lasers (США)) (Рис.1.) в амбулаторно-поликлинический условиях на приеме у детского хирурга-стоматолога.
Рис.1. Диодный стоматологический лазер Picasso
Нами было проанкетировано 5 врачей хирургов-стоматологов и 50 родителей. Исследовано 50 случаев проведенных хирургических манипуляций детям в возрасте от 4 до 7 лет (пластика уздечки верхней губы (Рис. 2,3), языка). Данные пациенты были разделены на две группы. В первую группу пациентов вошло 25 детей дошкольного возраста, у которых хирургические вмешательства проводились стандартным набором инструментов. Во вторую группу исследования вошли 25 детей, у которых манипуляции проводились при помощи диодного лазера Picasso с длиной волны 810 нм и мощностью 7 Вт.
Для выполнения поставленной цели нами были разработаны два вида анкет: для врачей-хирургов-стоматологов и родителей. Анкеты содержали вопросы, непосредственно касающиеся сотрудничества врача и маленького пациента, врача и родителя, а также вопросы, затрагивающие оценку клинического состояния рабочего поля, где производилась манипуляция. В период подготовки к операционным вмешательствам врачом были даны рекомендации родителям по премедикационным мероприятиям.
В процессе анализа результатов анкетирования установлено, что, беседа с родителями по подготовке ребенка согласно его возрасту и правильно данные рекомендации в 87% случаев показывают позитивный настрой ребенка, живой интерес, а не страх к хирургическому кабинету и проводимому лечению. Дети, которым проводили лечение на лазере Picasso, в 96% случаев воспринимали процесс как игру, в сравнении со стандартным набором инструментов, где манипуляции проводили при помощи скальпеля, только в 45% случаев наблюдалось моральное благополучие.
Из анкет врачей, проводивших лечение, установлено, что в 91% случаев они предпочли бы работать на современной лазерной системе Picasso. Приоритетами решения явились: бескровность рабочего поля – в 52%; 17% – снижение опасности вторичного инфицирования за счет укорочения времени операции, антисептического действия лазера и стерильности рабочего поля; 15% – сокращение временного отрезка для уговоров ребенка к обоюдному сотрудничеству; 10% – сокращение сроков заживления и уменьшение видимых осложнений за счет положительных свойств лазера; 6% – формирование менее выраженного рубца в связи с отсутствием необходимости ушивания операционной раны.
В процессе работы с анкетами, заполняемыми родителями после хирургического вмешательства, установлено, что в послеоперационный период наблюдения за ребенком, прошедшим процедуру с помощью современной лазерной системы Picasso в 88% случаев маленький пациент не показывает негативную реакцию на лечение, а наоборот хочет повторно посетить врача, а при работе стандартным набором инструментов – 12%.
Проведение хирургического лечения рекомендуется назначать на первую половину дня. Визит ребенка к стоматологу должен осуществлять тот родитель, который сам меньше боится стоматолога. При присутствии родителя в операционной не проговаривать ребенку стоматологические манипуляции. Говоря с ребенком о предстоящем визите, называть доктора по имени, также как называют друзей. Предлагаем использовать стоматологический диодный лазер Picasso для хирургических манипуляций на мягких тканях у детей дошкольного возраста.
Каспаров А.С., Григорьянц Л.А. Опыт применения лазерного скальпеля отечественного производства в амбулаторной хирургической стоматологической практике // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Стоматология сегодня и завтра».-М.,2005.-С.19-21
Маркина Н.В. Лазеры в стоматологии: современные достижения и перспектива развития. //Российский стома- тологический журнал.- 2002.-N4.-cc.41-44
Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста. — Изд. 5-е, перераб. и доп. — М.: Медицина, 2003.
Прохончуков А.А., Жижина Н.А. Лазеры в стоматологической практике. М.: Медицина, 1976.
Райт Дж. Управление поведением детей на стоматологическом приеме – Медэкспресс, 2008 – 304с.
Рисованая О. К, Рисований СИ., Масычев В.И, Лазер- ная стоматология - Краснодар, Кубанькнига, 2005 - 280 с.
Стоматология детского возраста: Руководство для врачей / Т.Ф. Виноградова, О.П. Максимова, В.В. Рогинский